тренинг активации творческих способностей



          8-963-636-46-30
          8-906-081-31-80
Пятница
26.04.2024
03:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Путешествие на планету творчества
Главная Регистрация Вход
Пять капель теории »
Меню сайта

Форма входа

Фото альбом


ТРЕНИНГ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

Некоторые аспекты межполушарной асимметрии и художественного творчества.

 

Данная статья не претендует на исчерпывающую характеристику существующих в настоящее время взглядов на сущность творчества и опыта построения развивающих творческие способности программ.Она также не отражает радостную и творческую атмосферу тренинга и не раскрывает секреты конкретных методик. Статья останавливается на некоторых моментах, которые дадут возможность составить представление об основных теоретических предпосылках и понятиях, позволивших разработать данный тренинг.

Человеческий мозг подобен двум половинкам грецкого ореха – две похожие с многочисленными извилинами половины – полушария правое и левое, соединенные в центре образованием, носящим название мозолистого тела. При этом соединение полушарий, которое обеспечивает мозолистое тело, носит перекрестный характер, т. е. нервное сплетение от левого полушария идет к правой стороне тела, а от правого - к левой. При очень скромных морфологических различиях между правым и левым полушариями имеет место значительная разница в их функциях. Эта функциональная межполушарная асимметрия впервые была обозначена в клинических наблюдениях докторов Брока и Вернике, показавших связь небольшого участка лобной и височной коры левого полушария с речевыми функциями, и отсутствие такой связи в симметричных областях правого полушария. В то время большинство ученых рассматривало это явления скорее как некоторый морфо-функциональный казус, присущий только человеку, чем часть общебиологической закономерности. Поэтому основное внимание изучению функциональной межполушарной асимметрии уделяли в основном врачи.

Значительный подъем интереса к функциональной межполушарной асимметрии был инициирован работами Сперри и его учеников Майерса, Газзаниге, которые определили, что главной функцией мозолистого тела является обеспечение связи между двумя полушариями и осуществление передачи памяти и приобретенных знаний. Было установлено, что при рассечении мозолистого тела, обе половины мозга продолжают функционировать независимо друг от друга. При чем, обе половины вовлечены в высшую познавательную деятельность, каждое из них взаимодополняющим образом специализируется на различных способах мышления, и оба эти способа в высшей степени сложны.

Эти исследования выявили удивительную особенность, «что каждое полушарие воспринимает, в некотором смысле свою собственную реальность, или лучше сказать воспринимает действительность по-своему».

Накопленные данные свидетельствуют о том, что режим левого полушария является вербальным и аналитическим, в то время как режим правого – невербальный и комплексный. Способ обработки, используемый правым полушарием, является более быстрым, целостным, пространственным, основывается на восприятии и вполне сопоставим по сложности с вербально-аналитическим режимом левого полушария.

Выяснился и другой интересный аспект функциональной межполушарной асимметрии. Долгое время функциональную межполушарную асимметрию рассматривали исключительно как стационарный феномен. Действительно, если говорить о асимметрии рук, то правша или левша остается таковым при самых разных условиях на протяжении своей жизни, однако, локализация  сенсорных функций или эмоциональных реакций меняется при изменении функционального состояния. В работах современных авторов вопрос ставится о переключаемости полушарий, когда на какое-то время ведущим становится субдоминантное полушарие. Так функциональная асимметрия проявляет себя и как динамический феномен.

Кроме того, оказалось, что функциональная асимметрия присуща не только человеку, но и животным, в том числе и беспозвоночным. При этом выявилась удивительная вещь. Несмотря на наличие определенных признаков асимметрии у самых разных животных, постепенного усиления функциональной асимметрии в ходе эволюции не наблюдается. В широком смысле, наблюдаемая асимметрия у беспозвоночных животных ничуть не меньше латерализации функций у человека.

Появление работ Сперри и Леви позволили Бетти Эдвардс утверждать, что для такой деятельности как рисование необходима активизация правого полушария и создать курс преподавания изобразительной деятельности с учетом новых знаний. В последующем она заметила, что активизация правого полушария при занятиях рисованием улучшает способности к творческому мышлению, позволяет творчески решать проблемы повседневной жизни, что позволило подготовить тренинг для менеджеров различных компаний и организаций, позволяющий применить навыки рисования в решении производственных проблем. Б. Эдвардс и ее последователи использовали различные графические техники.

Еще до появления интереса к межполушарной асимметрии такое направление как арт-терапия интуитивно использовало много методик основанных на активизации правого полушария.

Арт-терапия – это работа с цветом. И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением схожей задачи – нахождения нового решения привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Оба процесса являются актами модификации, противопоставления, импровизации и трансформации. В арт-терапии эти характеристики важны для создания нового понимания, инсайта и осознания, предшествующих изменению личности, ее восприятия, ее жизни. Оба процесса включают встречу с самим собой, которая происходит через художественные материалы, опыт художественного творчества. В арт-терапии происходит развитие креативности как процесса. Лишь работа над собственными образами свяжет Вас с Вашим творческим потенциалом.

Творческий процесс дает уникальную возможность взять что-то, что уже хорошо знакомо, и исследовать новые способы его использования. Одновременно это предоставляет возможности создать свои правила игры и разрушить все предшествующие представления. Воображение также является частью арт-терапии и художественной деятельности.

Огромное значение имеет возможность осознания и выражения своих чувств. Однако иногда бывает трудно или вовсе невозможно выразить чувства посредством слов. Эмоции, особенно те, что стали результатом психологической травмы, кризиса, всегда трудно озвучиваются, и очень часто словесное отображение этих эмоций не отражает их истинный смысл. Так как слова часто неспособны описать эти эмоции, люди вытесняют их в область бессознательного, и последнее в свою очередь, порождает состояние депрессии, тревоги, безнадежности, фрустрации. Изобразительная деятельность является наиболее эффективной в тех обстоятельствах, когда травмирующие сознание чувства и эмоции с трудом поддаются превращению в слова. Процесс создания художественных образов может помочь людям противостоять эмоциям, преодолеть депрессию, интегрировать травматический опыт и найти способ пережить, разрешить психологическую потерю. Вся история искусства свидетельствует о том, что искусство служило способом выражения, отражения переживаний художника. Если мы обратимся к музейным экспозициям, то увидим, что многие великие произведения были созданы именно в результате испытанных художником эмоций. Живопись, скульптура и другие художественные формы часто содержат чувства, реакции художника на кризисные внутренние или внешние события жизни. Изобразительная деятельность является очень сильным средством воплощения травмирующих чувств в реальные визуальные объекты и, тем самым, способом отделения их от нас самих, от нашего внутреннего мира. Арт-терапия возникла из идеи, что искусство может быть использовано не только для выражения травматических чувств в художественных образах, но и для восстановления, исцеления – «исцеляющие искусство».

Современная точка зрения на креативность предполагает, что этим качеством обладает каждый человек. К. Роджерс по этому поводу пишет: «Творческий характер имеют… действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности пишущего свой первый роман». Человек может проявлять свою творческую сущность и в привычных хорошо знакомых ситуациях.

Креативный человек обладает большей по сравнению с людьми с не проявленным творческим потенциалом привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, которые проводят с ним длительное время, не замечая его течения, так же как мы это делаем сидя у огня или глядя на набегающие на берег моря волны. При этом привлекательность творческого человека связана не только с его постоянным развитием, изменением, но и с его открытостью к иному опыту, которая, в свою очередь, замыкает этот круг, или, что точнее, продолжает спираль развития.

Более ста лет тому назад, в 1891 году, великий немецкий физик Гемгольц на банкете в четь его семидесятилетия описал процесс, в ходе которого многие из его наиболее выдающихся идей были сформулированы. Он утверждал, что после продолжительного периода работы над определенной проблемой и после периода перерыва в решении задачи, творческое открытие «приходило неожиданно, без усилия как вдохновение».

В тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, связанную с логическими операциями левого полушария, задача передается в правое полушарие. В случае сохранения мотивации, направленной на разрешение задачи, из непрывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые ключевые образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения. Возможно, поэтому наиболее креативные люди обнаруживают тенденцию к постоянному поиску новых фактов, идей, опыта, что проявляется в их стремлении к взаимодействию с самыми разными людьми, постоянному поглощению информации, которая далеко не всегда непосредственно касается актуальных проблем.

Креативность оказывает очень сильное влияние на личность, предоставляя возможность для эксперимента, исследования, открытия, нахождения внутренних ресурсов. Творческий процесс создания художественных образов развивает чувствительность и самопонимание и улучшает качество жизни в целом.

Появление научных работ позволило специально разрабатывать упражнения направленные на вовлечение двух полушарий в деятельность одновременно или создание условий доминирования правого полушария. Именно такие упражнения, стимулирующие  образно-пространственное восприятие, при которых левое полушарие уступает ведущую роль правому творческому полушарию составляют основу предлагаемого Вашему вниманию тренинга. Основная Цель тренинга: Активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование, которая достигается в ходе решения таких задач как получение опыта успешной изобразительной деятельности, освоения некоторых техник живописи, в ходе работы участники учатся осознанно входить и удерживать состояние творческого полета.     

В тренинге активизации творческих способностей через правополушарное рисование учтен основной имеющийся на сегодняшний день опыт. С появлением теоретической основы интуитивно проложенные тропки становятся настоящими дорогами. Наш выбор двигаться по дороге быстро или блуждать в оврагах, пытаясь пробраться в том же направлении по бездорожью. Моя задача показать Вам, где начинается эта дорога, каждый найдет на ней что-то для себя и это будет только его участок. Приходите убедиться, что творчество – это Ваша врожденная способность, а креативность – это способ удовлетворения поисковой потребности и врожденного любопытства.


Литература:

 

1.  Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. Отв. Ред. В. Ф. Фокин – М.: Научный мир, 2009.-836 с.

2.  Э. А. Костандов. Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. – М.: Наука, 1983. -171 с.

3.  Б. Эдвардс. Откройте в себе художника. – Минск: «Попурри», 2009. – 288 с.

4.  Б. Эдвардс. Ты – художник! – Минск: «Попурри», 2010. – 256

5.  Дж. Кэмерон. Путь художника – М.: Гаятри, 2008. – 272 с.

 

Поиск

Мыло своими руками

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz